Резолюция форума Социальный Петербург

РЕЗОЛЮЦИЯ

по результатам работы основных дискуссионных площадок Форума

 

27-28 ноября 2017 года в Санкт-Петербурге прошел 16-й Форум некоммерческих организаций, в работе которого приняли участие более 500 гражданских активистов, бизнеса, представителей некоммерческих организаций (далее – НКО) и власти.

В рамках Форума проведены:

— дискуссионные площадки, на которых участниками и экспертами обсуждались наиболее актуальные для некоммерческого сектора проблемы и пути их решения;

— мастер-классы по тематическим направлениям;

— обучающие семинары и тренинги;

— выставка НКО Санкт-Петербурга;

— защита проектов представителей НКО Санкт-Петербурга.

Итоги основных дискуссионных площадок отражены в настоящей резолюции.

 

Круглый стол «Процесс развития и поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности в РФ и в Санкт-Петербурге – актуальные аспекты»,

 

Участники круглого стола отметили, что добровольческая (волонтерская) деятельность в последнее время приобретает все большую значимость для общества и государства, развития социальной сферы, сферы молодежной политики и спорта. Государственными институтами в сотрудничестве с социально ориентированными некоммерческими организациями за последние два года разработан комплекс документов, определяющих направления и содержание государственной и общественной поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности.

В ходе дискуссии участниками отмечено:

  1. Отсутствие широкого общественного обсуждения законодательных инициатив в области регулирования добровольческой (волонтерской) деятельности.
  2. Недостаточность информационного обеспечения добровольческой деятельности граждан и государственной поддержки добровольческой деятельности в Санкт-Петербурге.
  3. Целесообразность развития инфраструктуры поддержки и развития добровольческой деятельности в социальной сфере в Санкт-Петербурге на городском и районном уровнях, развития межведомственного взаимодействия в этой сфере.

Предложено:

  1. Органам государственной власти на федеральном уровне привлекать региональные СО НКО и органы исполнительной государственной власти регионов к участию в обсуждении общественно-значимых проектов федеральных законов, в связи с чем, рекомендовать Министерству экономического развития РФ, организовать проведение общественных слушаний по проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства).

 

  1. Органам исполнительной государственной власти Санкт-Петербурга усилить поддержку развития добровольческой деятельности, а именно:

— создать и обеспечить деятельность межведомственного координационного Совета по вопросам поддержки добровольческой деятельности в Санкт-Петербурге с участием представителей всех ведомств социального блока, активно действующих СО НКО, развивающих добровольческую деятельность, государственных учреждений социальной сферы, высших и средних учебных заведений;

— развивать инфраструктуру поддержки и развития добровольческой деятельности на районном уровне, используя механизмы организационной, информационной, методической, имущественной и финансовой поддержки.

 

  1. Органам исполнительной государственной власти Санкт-Петербурга во взаимодействии с СО НКО выработать стратегию и конкретные планы по вопросам продвижения информации о добровольческой деятельности и структурах поддержки для жителей Санкт-Петербурга.

 

Круглый стол «Обучение и повышение квалификации в области добровольческой (волонтерской) деятельности при государственной поддержке на федеральном и региональном уровнях»

 

  В ходе дискуссии участниками отмечено:

  1. Недостаточность информации о государственной поддержке добровольческой деятельности в Санкт-Петербурге, включая обучение и повышение квалификации, ресурсную поддержку обучения и просвещения.
  2. Недостаточность в Санкт-Петербурге практико-ориентированных программ и курсов обучения, способствующих овладению добровольцами навыками для оказания социальной помощи и услуг.
  3. Понижение мотивации к обучению у представителей СО НКО и повышение мотивации к обучению у представителей государственных учреждений социального обслуживания населения в области добровольческой деятельности в Санкт-Петербурге и в РФ в целом.

Предложено:

  1. Органам государственной власти предоставлять более полную и широкую информацию о государственной поддержке добровольческой деятельности и деятельности добровольческих СО НКО, о поддержке обучающих и просветительских программ СО НКО и программ повышения квалификации для СО НКО в области добровольческой деятельности в Санкт-Петербурге.

 

  1. НКО и органам государственной власти необходимо изучать и обобщать опыт СО НКО по проведению практико-ориентированных программ и курсов обучения, способствующих овладению добровольцами навыками для оказания социальной помощи и услуг населению Санкт-Петербурга, оказывать подобным инициативам финансовую, ресурсную, информационную поддержку, развивать сотрудничество СО НКО и государственных структур в этой области, включая высшие учебные заведения.

 

  1. Исполнительным органам государственной власти и конкурсным комиссиям учитывать уровень квалификации специалистов СО НКО и мотивацию к ее повышению при выделении бюджетных средств Санкт-Петербурга (гранты, субсидии, компенсация затрат на предоставление услуг и пр.).

 

Круглый стол «НКО на рынке социальных услуг»

 

Участники круглого стола отметили, что в настоящее время создаются механизмы доступа СО НКО к оказанию социальных услуг, однако есть еще не решенные вопросы и не работающие механизмы доступа.

Предложения:

Комитету по социальной политике:

  1. Расширять региональный перечень социальных услуг с разработкой стандартов услуг (в СПб технологических регламентов) с активным участием представителей сектора НКО.
  2. Рассмотреть возможность перевода Реестра социально-ориентированных некоммерческих организаций-получателей поддержки, оказываемой исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга в информационную online систему.
  3. Ввести обучение представителей СО НКО — поставщиков социальных услуг, в том числе проведение обучающих семинаров и тренингов по процедуре сдачи отчётности.
  4. Разработать меры по повышению конкурентоспособности негосударственных организаций — поставщиков социальных услуг.
  5. Дать возможность доступа для СО НКО — поставщиков услуг к регистру получателей социальных услуг для сокращения бумажной отчётности.

 

Круглый стол

«Развитие системы ресурсных центров для поддержки НКО»

 

Участники круглого стола отметили, что Ресурсные центры должны быть разные, в том числе тематические, и их должно быть много.

Необходима инвентаризация услуг ресурсных центров, квалификаций и компетентностей кадров, и широкое информирование об услугах для НКО и условиях их получения.

 

Семинар-дискуссия «Зачем сотрудничать с НКО?»

 

Во время обсуждения тематики выделялись вопросы совершенствования нормативных оснований сотрудничества НКО с органами власти и управления.

Был представлен практический опыт НКО по взаимодействию с ОИВ в сферах трудоустройства молодежи, социальной реабилитации, по проблемам экологии и здорового образа жизни, воспитания гражданской активности молодежи, в том числе и привлечения ее к волонтерскому движению, а также к участию в гражданском контроле. Отмечена также необходимость обучения НКО современным технологиям общественно-государственного взаимодействия, вопросам качественного менеджмента НКО, в том числе через госзаказ на подготовку соответствующих специалистов по программам целевого обучения в городских вузах.

Предложения:

  1. Рекомендовать Совету муниципальных образований Санкт-Петербурга разработать инструкции по взаимодействию органов муниципальной власти с общественными организациями на основе существующего федерального и регионального законодательства;
  2. 2. Рекомендовать Комитету по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями возобновить работу Координационного совета по работе с некоммерческими организациями;
  3. Ресурсным центрам НКО выявлять и обобщать опыт сотрудничества гражданских активистов с властью на местном уровне с целью расширения каналов взаимодействия МСУ с НКО.

Круглый стол «Адресная и системная помощь: ЗА и ПРОТИВ»

В результате дискуссии стало понятно, что представители НКО не всегда понимают, что такое «адресная помощь», но прекрасно формулируют характеристики «системной помощи».

Выводы дискуссионной площадки:

НКО необходимо

—  повышать уровень профессионализма своих сотрудников и добровольцев;

— объединяться вокруг общих проблем с целью более эффективного их решения;

— лоббировать свои интересы и интересы своих подопечных на всех уровнях власти, для этого постоянно общаться с властью;

— быть открытыми и понимать ответственность.

 

Круглый стол

 «Независимая оценка качества услуг, предоставляемых учреждениями социальной сферы в Санкт-Петербурге»

 

Участники круглого стола, обсудив ситуацию с проведением Независимой оценки качества услуг, предоставляемых учреждениями социальной сферы в Санкт-Петербурге, предлагают:

  1. Сохранить уникальный опыт Санкт-Петербурга по привлечению СО НКО к оценке в качестве экспертов.
  2. Расширять, укреплять в независимой оценке партнерство с НКО, приглашать представителей НКО к проведению общественной оценки, расширив спектр НКО, участвующих в оценке, в частности привлекать слабовидящих экспертов.
  3. Комитету по социальной политике и Министерству труда РФ предложить:
  • дать возможность Общественным советам регионов вносить изменения в ТЗ оператора;
  • адаптировать анкету для опроса детей;
  • ввести в методику дополнительные экспертные пункты по доступности среды учреждений.

Круглый стол

«Сопровождение деятельности поставщиков услуг в социальной сфере: востребованные мероприятия и инфраструктура поддержки»

 

При обсуждении указанной темы участники отметили необходимость создания алгоритма действий НКО при вхождении на рынок социальных услуг и при их оказании. НКО – поставщиков социальных услуг необходимо обучать, сопровождать на базе тематических или   специализированных ресурсных центров

Круглый стол «Дети в Интернете – кто в ответе?»

В результате обсуждения вопроса безопасности детей и подростков в сети Интернет, участники пришли к единому мнению о необходимости консолидации усилий педагогов, родителей, НКО, представителей власти в вопросе противодействия вовлечению детей и подростков в асоциальные практики через сеть.

Предлагают:

Комитету по вопросам законности, правопорядка и безопасности

на базе Общественного совета сформировать рабочую группу по информационной безопасности детей и подростков для совместной разработки единой схемы взаимодействия не только в выявлении, но и предупреждении негативных трендов, и их своевременном купировании.

Круглый стол

«Противодействие коррупции силами общественности: эффективность антикоррупционных программ»

Участники круглого стола отмечают, что для включения в деятельность по предотвращению коррупции НКО необходимы определенные ресурсы или на оплату труда привлеченных квалифицированных специалистов, или сами сотрудники НКО должны иметь специальные знания и умения (юридическая грамотность, умение анализировать нормативно-правовые документы и т.д.), а таких ресурсов, как правило в неспециализированных, не юридических НКО нет. Обучать НКО работать в этой сфере необходимо адресно и точечно. Участники круглого стола отмечают, что в законодательстве не прописаны механизмы обращения от физического лица, что затрудняет использование такого ресурса. Также участники круглого стола отметили возможность и необходимость контроля самими НКО расходования бюджетных средств, выделяемых в форме грантов и субсидий.

Круглый стол

«Власть и НКО: современные направления взаимодействия»

 

Участники круглого стола отметили рост государственной поддержки деятельности социально ориентированных НКО, в то же время отмечен низкий уровень знаний НКО о формах поддержки, конкурсах и субсидиях, крайне недостаточные знания о механизмах и процедурах получения государственной поддержки; об основах устройства государства, следствием чего являются обращения не по адресу, неоправданная агрессия в адрес исполнительной власти.

Участники также отметили необходимость повышения эффективности расходования бюджетных средств, выделяемых НКО в форме грантов, субсидий и т.п. Необходимо повышение информационной открытости ресурсов, предоставляемых НКО, а также открытость процедур проведения конкурсов на поддержку проектов НКО за счет средств бюджета разных уровней.

 

Круглый стол «Семья: ресурсы поддержки и развития»

 

В рамках круглого стола был представлен практический опыт НКО Санкт-Петербурга, работающих в сфере поддержки обычной семьи. Общий вывод: в Санкт-Петербурге существует целая система поддержки семьи от ее формирования на всех стадиях роста и развития семьи:

— подготовка молодых к вступлению в брак;

— обучение супругов диалогу как эффективному инструменту взаимодействия и разрешения конфликтов, преодолению кризисов;

— школы для беременных, подготовка к родам и будущему родительству;

— школы для родителей и воспитателей (обучение диалогу взрослый – ребенок);

— папа-школы, школы отцов;

— комплексная помощь женщинам, потерявшим супруга.

Предложения: Комитету по социальной политике Санкт-Петербурга обратить внимание на необходимость  поддержки семьи до кризиса, на необходимость обучения детей, молодежи, супругов, родителей, воспитателей, педагогов супружеству и родительству.

Разработать методику оценки эффективности проектов и программ, работающих с обычной семьей.

Комитету по социальной политике, Комитету по образованию, Комитету по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями, Комитету по культуре, Комитету по печати и взаимодействию со СМИ Санкт-Петербурга тиражировать и поддерживать эффективные проекты по работе с семьей, своевременно информировать население о таких проектах.

 Комитету по культуре, Комитету по печати и взаимодействию со СМИ Санкт-Петербурга формировать через СМИ и произведения искусства ценность и примеры благополучной семьи.

Комитету по культуре, Комитету по развитию туризма создать в Санкт-Петербурге экскурсионные программы по популяризации семейных традиций.

 

Выставка и Публичная защита проектов НКО

 

 

Из 48 заявок на участие в выставке было выбрано  25, для участия в защите -10 НКО.

В рамках публичной защиты экспертами были даны рекомендации по развитию проектов, озвучены недостатки в реализации, даны практические рекомендации по дальнейшей реализации.

Предложено:

— выставку НКО проводить в форме публичной защиты проектов;

— публичную защиту проектов сделать постоянно действующей площадкой для НКО.

 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*